Мир ковра

История ковра. Интересные факты

 
 
  Значение ковра в интерьере необычайно велико. Именно с его помощью можно соединить в гармоничное целое все детали, уйти от обыденности и тривиальности в обстановке. Если это эксклюзивный экземпляр, он станет центром всей комнаты. Если обладает оригинальным рисунком и интересной расцветкой - создаст неповторимое настроение. Его длинный ворс внесет уют и покой в спальню, а тканый рисунок гобелена заменит рисунок на стене.

 

     Кем и когда был сделан первый ковер - неизвестно. Но то, что он является древнейшим изобретением человечества, сомнений не вызывает. Возраст самого старого ковра, сохранившегося до наших времен, насчитывает две с половиной тысячи лет. Его нашли при раскопках одного из ассирийских захоронений на территории Горного Алтая. Традиционно многие столетия кочевники использовали шерстяные ворсовые ковры в качестве постели, седла и…строительного материала.  Из них делали стены и полы юрт, которые защищали людей от жарких дней и холодных ночей.

 

     Не отставал от Востока и западный мир: в эпоху античности чуть ли не каждая гречанка и римлянка владели мастерством ткачества. Например, в известной поэме Гомера «Одиссея» жена главного героя Пенелопа прославилась тем, что была не только верной, но и хитроумной супругой: желая отвадить настойчивых женихов в отсутствие Одиссея, она пообещала выйти замуж за одного из них после того, как закончит ткать ковер. Но поскольку за ночь Пенелопа распускала все, что успевала сделать за день, шансов у них не было.

В средние века Европа утратила мастерство изготовления ворсовых изделий. Им на смену пришли тканые шпалеры, которыми украшали каменные стены и полы замков. С одной стороны, они сохраняли тепло в холодным комнатах, с другой – несли эстетическую функцию, поскольку на них были изображены целые картины из придворных и батальных сцен со множеством деталей и узоров. Кстати, в ту пору сесть за ткацкий станок было еще не зазорно и королеве, и придворной даме. В эпоху крестовых походов в домах рыцарей появились и роскошные персидские ковры. И тканые шпалеры, и их восточные собратья уже тогда были предметами гордости своих хозяев. Количество и качество ковров свидетельствовало об уровне достатка человека, их берегли и передавали по наследству.

 

     С эпохой Возрождения наступил новый период в истории ковроткачества. Ручной работе пришлось потесниться: ее все больше и больше стал заменять машинный труд. В 1608 году по приказу Генриха IV были созданы первые ковровые мануфактуры, и Франция сразу же стала лидером по производству ковров и шпалер среди стран Европы.

 

     Интересно, что гобелены – ковры-картины – родились тоже во Франции. Само слово «гобелен» берет название от  изделий, которые выпускались на королевской мануфактуре Парижа в квартале, где с XV века работала семья Гобелен, занимающаяся окраской нитей для ковров.

 

     Гобелены и шпалеры часто заменяли собой картины на стенах знатных господ, тем более что многие из них выполнялись по эскизам известных художников. Эти ткани (их могли использовать и как драпировки, и как мебельную обивку) высокой художественной ценности стоили очень дорого и были по карману далеко не многим, и лишь с изобретением ткацких станков стали доступнее. Изготавливались они из цветных шерстяных и шелковых нитей, самые роскошные- с добавлением золотых и серебряных.

 

     Появление в России тканых ковров – гобеленов и шпалер – связано с правлением Петра I. Он основал первую в нашей стране шпалерную мануфактуру, созданную по образцу гобеленовой мануфактуры в Париже – Петру так нравились французские изделия, что было решено начать изготавливать ковры и в Петербурге. В 1717 году сначала четыре, а потом еще 11 французских ткачей приехали поднимать отечественное производство. Перед ними сразу же была поставлена задача воспитывать русских мастеров: «принимать в службу российскую нацию и обучать их всему, что касается до того мастерства».

 

     Вскоре среди учеников появились настоящие умельцы. Имена некоторых из них сохранились для потомков: Михайло Ахманов, Филат Кадышев, Иван Кобылятников. Именно они под руководством директора мануфактуры Филиппа Бегагля создавали шпалеру «Полтавская баталия», хранящуюся сегодня в Эрмитаже. Сначала шпалерная мануфактура находилась в пригороде, но с 1730 года была размещена на петербургской улице, название которой до сих пор хранит память об этом – Шпалерная.

 

     Но все же первые русские ковры были необычайно дороги, поэтому их производство со временем переместилось в поместные хозяйства, в которых крепостные крестьяне создавали настоящие шедевры коврового искусства. До сих пор антикварные русские шпалеры и гобелены очень высоко ценятся на мировом рынке.

 

     История ворсовых ковров связана в первую очередь с Востоком. Главным их производителем на протяжении столетий была Персия. Принятое здесь мусульманство наложило отпечаток на дизайн изделий. Поскольку согласно Корану человеку запрещается изображать живые творения Аллаха, ковроделам пришлось разрабатывать собственную систему образов-символов в виде геометрических и растительных орнаментов. Цветовая гамма, исключая священный для мусульманина зеленый цвет, содержит многообразные оттенки красного, черного и золотого цветов. Материалом для персидского ковра ручной работы всегда служит шерсть. Для этого использовалась руно, которое состригали исключительно с брюха ч спины овец, так как считали, что именно оно надолго сохраняет свежесть красок и блеск нити. Традиционное исполнение изделия – это узелковое плетение на хлопковой или шерстяной основе. Плотность узелков на квадратный метр составляет 1 миллион. И сегодня конкурировать с современными изделиями иранских мастеров  могут немногие ковры, например, изготовленные в Туркмении или Индии.

 

     Восток подарил миру еще одну разновидность ворсового ковра – шелкового. Еще в IV веке до н.э. такие ковры украшали интерьеры китайских императоров. Долгое время монополия Поднебесной на производство шелка делала эту страну единственной, где изготавливали такие необыкновенные изделия.

 

     Две тысячи лет назад, после того, как тутовый шелкопряд был завезен в Персию, география производства расширилась. Но и сегодня благодаря сохраненным традициям авторитет китайских ткачей остается непререкаемым.

 

     Для того, чтобы изготовить одно подобное шелковое произведение искусства, требуются большие материальные и физические затраты. Нитка, которую используют в производстве ткачи, сделана из той части нити тутового шелкопряда, которая составляет лишь одну треть от всей длины – самая однородная и блестящая. Несколько таких нитей скручивают вместе, чтобы в итоге получить нитку необходимого качества. Для основы берут льняные, шерстяные, хлопковые или шелковые нити. В последнем случае, чтобы получить шелк большей толщины, чем тот, который идет на сам ворс, шелкопрядов сажают на диету из дубовых листьев.

 

     Плотность шелкового ковра составляет 2 миллиона узелков на квадратный метр, в день даже самый опытный мастер способен сделать до 10 тысяч узелков. Поэтому цена шелковых ковров ручной работы во все времена была и остается чрезвычайно высокой.

 

     С приходом машинного производства ковры стали гораздо доступнее. Конечно, такие изделия не обладают той           красотой и износостойкостью, как их предшественники, но зато вряд ли уступают по богатству и красоте дизайна. В их изготовлении наряду с шерстью стали широко использоваться синтетические материалы: акрил, полиэстер, полипропилен. Сегодня технологии позволяют добиваться такого качества, что отличить синтетику от натурального волокна удается далеко не всегда. Цена ковра зависит от его плотности. Если она составляет триста тысяч узелков на квадратный метр, считается, что это очень качественное изделие. Чем сложнее добраться до основания ковра, раздвигая ворс, тем лучше и… дороже.

 

     Впрочем, для тех, кто за ценой не постоит, современное ковроткачество предлагает настоящие ковровые произведения искусства. Так называемые «скульптурные» ковры могут стать главным украшением интерьеров. Их придумали еще в средние века китайские ткачи. Они впервые применили технику выстригания ворса по контуру рисунка, в результате чего узор приобретал рельефность. В сочетании с использованием нежнейших шелковых нитей для ворса, у мастеров Поднебесной рождались удивительные шедевры коврового искусства.

 

     Авторские работы современных ткачей несколько уступают своим предшественникам не только по качеству, но и по цене. Однако стоимость скульптурных ковров сегодня также остается внушительной: от 800 до 1500 евро за квадратный метр.

 

Эрна Смилга

КОВРОВЫЙ НАСТИЛ - наиболее распространенный вид мягкого напольного покрытия. В продаже имеются ковры разных видов, отличающиеся по качеству и ценам. Имеются специальные непроницаемые ковровые настилы для кухни и ванной. Для других комнат вы будете подбирать ковры, ориентируясь в первую очередь на их износостойкость и на функциональное назначение той или иной комнаты. Если под полом проходит отопление, ни в коем случае нельзя стелить ковер с покрытием из пеноматериала.

КОВРОВАЯ ПЛИТКА - недорогой и простой для укладки вид напольного покрытия. Его преимущество в том, что отдельные плитки можно снимать для чистки и заменять по мере изнашивания.  Паркетная плитка - идеальные напольные покрытия для ванной. В данном случае используются два контрастных цвета.

ВИНИЛ, который продается как в виде листов, так и в виде плитки, имеет огромный диапазон цветов и рисунков и бывает двух видов - простой и амортизирующий. Он теплый и нешум ... Читать дальше »

Просмотров: 3735 | Рейтинг: 4.0/1

 

  Использование ковровых покрытий в производственных и торговых помещениях считается довольно крупным капиталовложением для предприятия - купить, скажем, линолеум дешевле. Посему профессиональный регулярный уход за ковром чрезвычайно важен.

 

В последнее время... ... Читать дальше »

Просмотров: 3284 | Рейтинг: 5.0/1

 

        

Чтобы правильно выбрать ковер для входа следует учитывать следующие факторы:
Если пол у вас облицован плиткой, мрамором, гранитом и другими гладкими или дорогими материалами, чтобы сохранить пол наилучшим образом, следует выбирать ковровое покрытие без металлических частей или деталей.
Замерить расстояние между нижним краем двери и полом, это позволит подобрать ковер нужной высоты (в случае необходимости постелить ковер большей высоты надо подготовить для ковра приямок или подн ... Читать дальше »

Просмотров: 3448 | Рейтинг: 0.0/0

До наших дней дошла еще одна старинная «ковровая» легенда. Как-то раз разбойники напали на караван, с которым ехал персидский принц. Его захватили в плен, ограбили и хотели убить. Но принц уговорил сохранить ему жизнь, пообещав разбойникам соткать прекрасные ковры. Он выполнил обещание. Разбойники держали его в пещере высоко в горах, подальше от посторонних глаз, а ковры выгодно продавали. Они не знали, что люди могут «читать» по узору. С помощью орнамента принц рассказал о своих злоключениях, и вскоре пленник был найден и спасен.

Персидские ковры и в самом деле – «говорящие». Их язык – узелки и краски. Их рисунок никогда не бывает случайным – за выбором и расположением определенных элементов узора стоят вековые традиции исламской культуры и искусства, талант и замысел мастера. В каждом орнаменте зашифрован определенный смысл. В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями, в тонкой ювелирной вязи, в мозаичном узоре можно прочесть ... Читать дальше »

Просмотров: 3509 | Рейтинг: 4.8/6

 Есть персидская сказка о том, как в одной бедной семье младшая дочь решила соткать ковер. У нее не было цветной пряжи, и она выплетала узор из обыкновенных серых ниток. Но кропотливо вытканные пастбище, овцы, солнце оставались невидимыми на однотонном фоне ковра. Когда работа была закончена, ковер стал жаловаться на свою горькую судьбу. Барашки требовали, чтобы ткачиха отдала их прекрасному руну черноту своих кос, луга покушались на зелень ее глаз, солнце – на нежный румянец ее щек. Ковер налился небывало сочными красками и принес семье почет и достаток, а девушка потеряла свою красоту и стала бесцветной.

В каждой сказке – лишь доля сказки. И на больших городских мануфактурах, и в горных деревушках, и в лагерях кочевников ткачихами становятся совсем юные девушки с проворными руками, внимательными глазами и огромным – на всю жи ... Читать дальше »

Просмотров: 3191 | Рейтинг: 4.5/2

• петлевой одноуровневый, когда петли ворса не разрезаны и имеют одинаковую длину (ковры с таким ворсом лучше всего противостоят износу, однако грязь, проникающую в глубь ворса, трудно удалить);
• петлевой многоуровневый, при котором петли разной длины образуют скульптурный рисунок;
• велюр – короткий (до 8 мм) разрезанный ворс создает однородную, гладкую, похожую на бархат поверхность (самый простой в уходе вид ковра, однако на нем хорошо заметны следы шагов и грязи);
• саксони – стриженый ворс из крученой пряжи, образует ровную поверхность, имеющую характерный «зернистый» вид (саксони ценится за особую элегантность);
• фризе – высокий сильно скрученный ворс (неоднородность структуры помогает скрыть следы шагов и грязь, однако такие ковры сложны в уходе);
• cut-loop – в нем комбинируются разрезанный высокий ворс и низкие петли (неразрезанные петли создают скульптурный рисунок и помогают скрыть следы шагов и грязи).

Плотность ковра определя ... Читать дальше »
Просмотров: 2958 | Рейтинг: 4.5/2


1. Способ изготовления (ковры ручной работы стоят значительно дороже).
2. Материал изготовления (ковры из синтетических материалов на порядок дешевле).
3. Размер изделия.
4. Известность фирмы-производителя.
Просмотров: 2277 | Рейтинг: 5.0/2

 
 Стремясь украсить свой быт, человек всегда уделял внимание стенам и полу. Он утеплял их шкурами, расписывал орнаментами, выкладывал мозаикой, наконец, застилал коврами. Во все времена ковры ценились очень высоко и использовались в убранстве дворцов, замков и соборов.

... Читать дальше »

Просмотров: 6933 | Рейтинг: 4.5/2

  Как правильно выбрать ковер, чтобы он был и экологически благоприятным, и служил подольше?

Знакомство с ковром надо начинать с изнанки. Там приклеивается этикетка с указанием состава сырья. Самые недорогие и часто встречающиеся в продаже - полипропиленовые ковры. Главный их недостаток - сильно электризуются, боятся воды, попадания прямых солнечных лучей. С трудом поддаются чистке пылесосом и при этом собирают тучи пыли. Срок службы таких ковров от двух до четырех лет.

Паласы, выполненные из прочного капрона, стоят немного дороже. Петли ворса у них приклеиваются к нитям синтетической основы смесью латекса с каолиновой глиной. Это прибавляет прочности и эластичности. Но некоторые производители, в целях экономии, смешивают латекс с простым мелом. От чего покрытие становится ломким, плохо держит ворс. Чтобы изб ... Читать дальше »

Просмотров: 5012 | Рейтинг: 4.8/4

Календарь новостей

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Форма входа

Поиск

Rambler's Top100
Яндекс цитированияРейтинг@Mail.ru