Кем и когда был сделан первый ковер - неизвестно. Но то, что он является древнейшим изобретением человечества, сомнений не вызывает. Возраст самого старого ковра, сохранившегося до наших времен, насчитывает две с половиной тысячи лет. Его нашли при раскопках одного из ассирийских захоронений на территории Горного Алтая. Традиционно многие столетия кочевники использовали шерстяные ворсовые ковры в качестве постели, седла и…строительного материала. Из них делали стены и полы юрт, которые защищали людей от жарких дней и холодных ночей.
Не отставал от Востока и западный мир: в эпоху античности чуть ли не каждая гречанка и римлянка владели мастерством ткачества. Например, в известной поэме Гомера «Одиссея» жена главного героя Пенелопа прославилась тем, что была не только верной, но и хитроумной супругой: желая отвадить настойчивых женихов в отсутствие Одиссея, она пообещала выйти замуж за одного из них после того, как закончит ткать ковер. Но поскольку за ночь Пенелопа распускала все, что успевала сделать за день, шансов у них не было.
В средние века Европа утратила мастерство изготовления ворсовых изделий. Им на смену пришли тканые шпалеры, которыми украшали каменные стены и полы замков. С одной стороны, они сохраняли тепло в холодным комнатах, с другой – несли эстетическую функцию, поскольку на них были изображены целые картины из придворных и батальных сцен со множеством деталей и узоров. Кстати, в ту пору сесть за ткацкий станок было еще не зазорно и королеве, и придворной даме. В эпоху крестовых походов в домах рыцарей появились и роскошные персидские ковры. И тканые шпалеры, и их восточные собратья уже тогда были предметами гордости своих хозяев. Количество и качество ковров свидетельствовало об уровне достатка человека, их берегли и передавали по наследству.
С эпохой Возрождения наступил новый период в истории ковроткачества. Ручной работе пришлось потесниться: ее все больше и больше стал заменять машинный труд. В 1608 году по приказу Генриха IV были созданы первые ковровые мануфактуры, и Франция сразу же стала лидером по производству ковров и шпалер среди стран Европы.
Интересно, что гобелены – ковры-картины – родились тоже во Франции. Само слово «гобелен» берет название от изделий, которые выпускались на королевской мануфактуре Парижа в квартале, где с XV века работала семья Гобелен, занимающаяся окраской нитей для ковров.
Гобелены и шпалеры часто заменяли собой картины на стенах знатных господ, тем более что многие из них выполнялись по эскизам известных художников. Эти ткани (их могли использовать и как драпировки, и как мебельную обивку) высокой художественной ценности стоили очень дорого и были по карману далеко не многим, и лишь с изобретением ткацких станков стали доступнее. Изготавливались они из цветных шерстяных и шелковых нитей, самые роскошные- с добавлением золотых и серебряных.
Появление в России тканых ковров – гобеленов и шпалер – связано с правлением Петра I. Он основал первую в нашей стране шпалерную мануфактуру, созданную по образцу гобеленовой мануфактуры в Париже – Петру так нравились французские изделия, что было решено начать изготавливать ковры и в Петербурге. В 1717 году сначала четыре, а потом еще 11 французских ткачей приехали поднимать отечественное производство. Перед ними сразу же была поставлена задача воспитывать русских мастеров: «принимать в службу российскую нацию и обучать их всему, что касается до того мастерства».
Вскоре среди учеников появились настоящие умельцы. Имена некоторых из них сохранились для потомков: Михайло Ахманов, Филат Кадышев, Иван Кобылятников. Именно они под руководством директора мануфактуры Филиппа Бегагля создавали шпалеру «Полтавская баталия», хранящуюся сегодня в Эрмитаже. Сначала шпалерная мануфактура находилась в пригороде, но с 1730 года была размещена на петербургской улице, название которой до сих пор хранит память об этом – Шпалерная.
Но все же первые русские ковры были необычайно дороги, поэтому их производство со временем переместилось в поместные хозяйства, в которых крепостные крестьяне создавали настоящие шедевры коврового искусства. До сих пор антикварные русские шпалеры и гобелены очень высоко ценятся на мировом рынке.
История ворсовых ковров связана в первую очередь с Востоком. Главным их производителем на протяжении столетий была Персия. Принятое здесь мусульманство наложило отпечаток на дизайн изделий. Поскольку согласно Корану человеку запрещается изображать живые творения Аллаха, ковроделам пришлось разрабатывать собственную систему образов-символов в виде геометрических и растительных орнаментов. Цветовая гамма, исключая священный для мусульманина зеленый цвет, содержит многообразные оттенки красного, черного и золотого цветов. Материалом для персидского ковра ручной работы всегда служит шерсть. Для этого использовалась руно, которое состригали исключительно с брюха ч спины овец, так как считали, что именно оно надолго сохраняет свежесть красок и блеск нити. Традиционное исполнение изделия – это узелковое плетение на хлопковой или шерстяной основе. Плотность узелков на квадратный метр составляет 1 миллион. И сегодня конкурировать с современными изделиями иранских мастеров могут немногие ковры, например, изготовленные в Туркмении или Индии.
Восток подарил миру еще одну разновидность ворсового ковра – шелкового. Еще в IV веке до н.э. такие ковры украшали интерьеры китайских императоров. Долгое время монополия Поднебесной на производство шелка делала эту страну единственной, где изготавливали такие необыкновенные изделия.
Две тысячи лет назад, после того, как тутовый шелкопряд был завезен в Персию, география производства расширилась. Но и сегодня благодаря сохраненным традициям авторитет китайских ткачей остается непререкаемым.
Для того, чтобы изготовить одно подобное шелковое произведение искусства, требуются большие материальные и физические затраты. Нитка, которую используют в производстве ткачи, сделана из той части нити тутового шелкопряда, которая составляет лишь одну треть от всей длины – самая однородная и блестящая. Несколько таких нитей скручивают вместе, чтобы в итоге получить нитку необходимого качества. Для основы берут льняные, шерстяные, хлопковые или шелковые нити. В последнем случае, чтобы получить шелк большей толщины, чем тот, который идет на сам ворс, шелкопрядов сажают на диету из дубовых листьев.
Плотность шелкового ковра составляет 2 миллиона узелков на квадратный метр, в день даже самый опытный мастер способен сделать до 10 тысяч узелков. Поэтому цена шелковых ковров ручной работы во все времена была и остается чрезвычайно высокой.
С приходом машинного производства ковры стали гораздо доступнее. Конечно, такие изделия не обладают той красотой и износостойкостью, как их предшественники, но зато вряд ли уступают по богатству и красоте дизайна. В их изготовлении наряду с шерстью стали широко использоваться синтетические материалы: акрил, полиэстер, полипропилен. Сегодня технологии позволяют добиваться такого качества, что отличить синтетику от натурального волокна удается далеко не всегда. Цена ковра зависит от его плотности. Если она составляет триста тысяч узелков на квадратный метр, считается, что это очень качественное изделие. Чем сложнее добраться до основания ковра, раздвигая ворс, тем лучше и… дороже.
Впрочем, для тех, кто за ценой не постоит, современное ковроткачество предлагает настоящие ковровые произведения искусства. Так называемые «скульптурные» ковры могут стать главным украшением интерьеров. Их придумали еще в средние века китайские ткачи. Они впервые применили технику выстригания ворса по контуру рисунка, в результате чего узор приобретал рельефность. В сочетании с использованием нежнейших шелковых нитей для ворса, у мастеров Поднебесной рождались удивительные шедевры коврового искусства.
Авторские работы современных ткачей несколько уступают своим предшественникам не только по качеству, но и по цене. Однако стоимость скульптурных ковров сегодня также остается внушительной: от 800 до 1500 евро за квадратный метр.
Эрна Смилга