ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОВРОДЕЛИЯ
Ручное ковроделие – старинный народный художественный промысел – существующий с тех времён, когда человек научился вырабатывать пряжу и ткани из волокнистых материалов. О древности культуры ковроткачества свидетельствуют памятники глубокой старины – ковры, хранящиеся в музеях, коллекциях, художественных фондах, а также записи историков и географов.
По дошедшим до нас литературным источникам, изготовление ворсовых ковров было широко развито в Средней Азии и Китае. Самый старинный ворсовый ковёр (V в. до н.э.) был найден в 1949 г. проф. Руденко при раскопках 5 Пазарыкского кургана в высокогорном Алтае. Не смотря на то, что ковёр пролежал около 2500 лет во льдах, он оказался почти не повреждённым и хранится в Государственном Эрмитаже в г. Санкт-Петербурге.
С древнейших времён ковры применялись в обстановке жилища человека и были излюбленным бытовым украшением благодаря своим художественным качествам.
Ковровые изделия отличаются исключительным разнообразием по своей художественной отделке, по декоративным свойствам, типам композиций и орнаментации, по материалам, по технике обработке и др.
Ковровое производство возникло в условиях кочевого быта в степных пространствах Средней Азии. Ковровая ткань вполне удовлетворяла требованиям кочевой жизни, и стремлениям человека к украшению своего жилища.
Ткань ковровых изделий была единственным материалом годным для предохранения кибитки кочевника от резких колебаний температуры в условиях континентального климата. Ковровой тканью стягивали и укрепляли остов кибитки. Ковры служили для внешнего и внутреннего её убранства. Из ковровой ткани делались завеска входа. Ковром устилали пол; ковёр служил ложем. Особые коврики подстилались во время молитвы.
Ковровый материал был удобен и для изготовления настенных мешков, заменявших шкафы и комоды, мешков для хранения и перевозки мягких вещей, торб, парных мешков для перевозки клади на вьючных животных.
Изделия из ковровой ткани – служили для украшения вьючных животных.
Материалом для ковра служила шерсть, а красители доставляла окружающая природа. Так в обстановке натурального хозяйства возникло ковровое производство, которое, претерпев ряд видоизменений дожило до наших дней.
Для наружной декорации кибитки служили три типа ковровых изделий. Поверху весь её остов стягивался и укреплялся и в тоже время украшался узкой полоской ковровой ткани – дорожкой. Большей частью фон такой дорожки был безворсный, белый; рисунок на этом фоне выполнялся тёмными тонами в виде рельефного стриженного орнамента. В дошедших до нашего времени старинных экземплярах очень тонкой и совершенной работы изображены целые сцены, например: свадебное шествие, караван верблюдов и человеческие фигуры на фоне пейзажа.
Очень своеобразны по форме и композиции пятиугольные коврики. Они обычно бывают парными и служат для украшения верблюдов в праздничном шествии. Затем ими пользуются в качестве настенных мешков.
Ковры для молитвы – имеют особый характер композиции: в верхней части изображена ниша и, кроме того, намечены места для рук молящегося, причём там на них иногда имеется изображение лампады.
С постепенным переходом населения от кочевого к осёдлому образу жизни выделка ковровых изделий, предназначенных для убранства переносного жилища, прекратилась.
В соответствии с архитектурой старинных дворцов и городских зданий Востока создавались и великолепные ковровые изделия. Старинные экземпляры не дошли до нашего времени, и проследить на конкретном материале всю историю ковроделия невозможно.
Сохранилось подробное описание одного из старинных ковров, принадлежавшего сассанидскому царю Хосрою (531-579 гг.) Об этом ковре говорят арабские историки, и на основании их данных можно составить ясное представление о его пышности и замечательном рисунке.
Для нас этот ковёр представляет особый интерес потому, что это самый древний из известных в ковроделие образ орошения, которое имело важнейшее значение в хозяйственной жизни многих восточных стран.
Узоры его, по описанию, изображали собой царский увеселительный сад. На нём были клумбы весенних цветов, цветущие деревья, разделённые дорожками и каналами. Кругом всего ковра шла широкая кайма, на которой также были изображены клумбы ярких цветов. Жёлтый фон состоял из золотых нитей. Листья деревьев и цветы были вытканы шёлком. Плоды были представлены шлифованными камнями, вода изображалась хрусталём, а некоторые цветы были из драгоценных камней.
Сравнивая описание этого ковра с ковровыми изделиями более позднего времени, мы видим, что на протяжении тысячи с лишним лет в восточных ковровых композициях неизменно повторяется образ орошения.
Пышная цветочная декорация по рисунку и колориту несомненно идёт от «цветущего сада».
Одним из лучших уникальных экземпляров иранских ковров такого вида является очень пышный «охотничий» ковёр шестнадцатого века, подаренный Петром I австрийскому императору.
В странах Востока до нашего времени обстановка жилого помещения состоит преимущественно из ковров, которые устилают пол и образуют ложе. Их дополняют лишь небольшие деревянные столы.
В ряде районов Ближнего Востока ковроделие составляет основное занятие населения.